Калмыцкие народные сказки

Кратко о народе

КАЛМЫКИ (самоназвание — хальмг) — это народ, живущий в России, коренное население Калмыкии. Численность калмыков в России 174 тысячи человек, из которых 156 тысяч проживают в Калмыкии. Говорят на калмыцком языке, который относится к монгольской группе алтайской языковой семьи. Калмыцкий алфавит был создан в середине 17 века на старомонгольской графической основе. В 1925 году был принят новый алфавит на базе кириллицы, в 1930 году он был заменён на латинизированный, а с 1938 года снова используется кириллица. Верующие калмыки — ламаисты, но есть и православные.

КАЛМЫКИЯ (Республика Калмыкия — Хальмг Тангч) находится в Российской Федерации. Площадь 76,1 тыс. км2. Население 314,3 тыс. человек (2001 г.), из которых около 50% калмыки, около 40% русские. Столица — город Элиста.

В 13—14 веках предки калмыков входили в состав Монгольской державы. С конца 14 века часть западномонгольских племён — ойраты — выделились в самостоятельную политическую силу под названием «дервен орд». Созданное ими государство представляло объединение сложных по этническому составу образований. Самоназвание калмыков — «хальмг» — тюркский термин, означающий «остаток»; имелась в виду часть ойратов, не принявших ислам. В конце 16 — первой трети 17 века происходило перемещение ойратов из Западной Монголии в пределы России, в Нижнее Поволжье и Прикаспий. В процессе миграции и заселения новых земель формировалась калмыцкая народность, основным ядром которой были ойраты. В русских письменных источниках этноним «калмык» появился в конце 16 века, с конца 18 века им стали пользоваться сами калмыки.

С 1667 года в составе России существовало относительно автономное Калмыцкое ханство. Оно было ликвидировано в 1771 году, когда часть калмыков, недовольных политикой русского правительства, вмешательством в дела ханства, ушла на историческую родину. Группа влиятельных нойонов во главе с наместником Убаши повела своих подвластных (две трети проживавших в России) обратно в Джунгарию (Центральную Азию). Меньше половины ушедших калмыков уцелело. Ныне почти 150 тысяч их потомков проживает в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая. Оставшаяся в России часть калмыцких улусов вскоре утратила статус ханства. Сюда стали переселяться русские и украинские крестьяне из малоземельных губерний. В конце 18 века начался постепенный процесс отказа от кочевого образа жизни калмыков.

Основу хозяйства большинства калмыков составляло кочевое и полукочевое скотоводство. Скот круглогодично содержался на пастбище, лишь с 19 века стали запасать корм на зиму. Отдельные группы калмыков занимались рыболовством. С 1830-х годов калмыки в Ергенях начали заниматься хлебопашеством. Немаловажное значение имела охота, главным образом на сайгаков, а также на волков, лисиц. У калмыков были развиты ремёсла, в том числе обработка кож, валяние войлока, резьба по дереву, тиснение по коже, чеканка и гравировка по металлу, вышивка.

До начала 20 века традиционные поселения калмыков (хотоны) имели семейно-родственный характер. Для них была характерна планировка в форме круга из переносных жилищ, в центр его загоняли скот, там же проводили общественные сходки. В 19 веке появились стационарные поселения с линейной планировкой. Основным жилищем кочевых калмыков была юрта монгольского типа.

Мужчины-калмыки носили белые рубахи с длинными вшивными рукавами и круглым вырезом ворота, синие или полосатые штаны. Поверх носили сшитый в талию бешмет и ещё одни штаны, обычно суконные. Бешмет подпоясывался кожаным ремнём, богато орнаментированным серебряными бляхами, он был показателем благосостояния владельца, к поясу с левой стороны подвешивали нож в ножнах. Мужским головным убором была меховая шапка типа папахи или барашковая ушанка. Женская одежда была более разнообразна. Белая длинная рубаха имела открытый ворот и разрез спереди до талии. Женские штаны были обычно синего цвета. Бииз (длинное платье) шили из ситца или шерстяной ткани, в талии он стягивался поясом с металлическими накладными бляхами. Женщины также носили бирз — широкое платье без пояса. Женской обувью были кожаные сапоги. Многочисленны были женские украшения — серьги, заколки, шпильки из золота, серебра, кости, драгоценных и полудрагоценных камней, мужчины носили серьгу в левом ухе, кольцо и браслет-амулет.

Традиционной пищей калмыков были мясо и молоко. Мясные блюда готовились из баранины и говядины, другие виды мяса использовались редко. В прибрежных районах получили распространение рыбные блюда. Повседневным напитком калмыков был джомба — чай с молоком, маслом, солью, мускатным орехом и лавровым листом. Из мучных изделий калмыки предпочитали лепёшки в бараньем жиру. Алкогольный напиток калмыков — эрк (молочная водка).

Традиционное общество калмыков имело развитую социальную структуру. Оно состояло из нойонов и зайсангов — потомственной знати, буддийского духовенства — гелюнгов и лам. Сохранялись родоплеменные отношения, значительную роль в общественных отношениях играли патронимические объединения, которые занимали отдельные поселения и состояли из малых семей. Брак заключался путем сговора между родителями молодых, согласия парня и девушки обычно не спрашивали. Девушку выдавали замуж за пределы своего хотона. Калыма не было, но ценности, которые семья жениха передавала семье невесты могли быть значительными. В религии калмыков наряду с ламаизмом были распространены традиционные верования и представления — шаманизм, культ огня и домашнего очага. Эти представления отразились в календарных праздниках. В феврале отмечался праздник начала весны — цаган сар. В духовной культуре калмыков большую роль играл фольклор, особенно героический эпос «Джангар», содержащий несколько десятков тысяч стихов и исполняемый сказителями-джангарчи.

После Октябрьской революции 1917 года калмыки получили автономию. 4 ноября 1920 года образована Калмыцкая Автономная область. До 1927 года центром её была Астрахань. 20 октября 1935 года область была преобразована в Калмыцкую АССР. В годы Гражданской войны часть калмыков, воевавших на стороне белой армии, вместе с беженцами покинула Россию и образовала диаспоры, существующие до сих пор в Югославии, Германии, Франции, США и других странах.

В 1929—1940 годах калмыки перешли к осёдлому образу жизни, в Калмыкии возникли города и посёлки современного типа. С переходом на оседлость стало практиковаться разведение свиней.

Во время Великой Отечественной войны Калмыкия была оккупирована немецкими войсками. В 1943 г. была ликвидирована автономия, а калмыки депортированы в Сибирь. Ссылка длилась тринадцать лет. Калмыки находились на положении спецпереселенцев. От холода, голода, непосильного труда на лесоповалах и рудниках, моральных страданий погибли тысячи. В январе 1957 года калмыцкая автономия была восстановлена, почти все калмыки возвратились в родные места.

В октябре 1990 года Верховный Совет республики принял Декларацию о государственном суверенитете Калмыкии. В сентябре 1991 года в республике введён пост президента. Первым президентом республики был избран Кирсан Илюмжинов. С февраля 1992 года республика носит название — Республика Калмыкия, Хальмг Тангч.

 
 
Главная Контакты Гостевая книга Ссылки О сказках

© 2012—2017 Сказки народов мира.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.