Ненецкие народные сказки

Кратко о народе

НЕНЦЫ (устаревшее — самоеды, юраки) — это народ в Российской Федерации, коренное население Ненецкого округа Архангельской области (7,7 тыс. чел.), Ямало-Ненецкого округа Тюменской области (26 тыс. чел.), Долгано-Ненецкого округа Красноярского края (3 тыс. чел.). Ненцы занимают обширную территорию Российского Севера и Западной Сибири от реки Мезени на западе до низовьев Енисея на востоке. Общая численность ненцев в России 41 тысяча человек. Ненецкий язык относится к самодийской группе уральских языков. Его признают родным 75% ненцев. Письменность существует с 1932 года на основе латинской, а с 1937 года — кириллической графики. Название ненцы было введено в официальное употребление в 1930 году. Западные ненцы называют себя хасова, восточные — ненэй ненэць (настоящие ненцы). Верующие — православные, часть придерживается традиционных верований.

По хозяйственно-культурному типу ненцы делятся на три группы. Основную группу (90%) составляют тундровые ненцы, главное занятие которых — оленеводство. Лесные ненцы населяют таежные части Обско-Енисейского водораздела, занимаются в основном охотой, рыболовством, разводят вьючных оленей. Они говорят на особом диалекте ненецкого языка. Третья группа — колвинцы — образовалась на Русском Севере в районе реки Колвы в 19 веке в результате браков мужчин-ненцев и женщин-коми. Колвинцы говорят на ижемском диалекте языка коми.

Традиционное занятие ненцев — оленеводство. У ненцев широко распространен санный способ езды на оленях. Они применяют легковые и грузовые нарты. В легковые нарты запрягают «веером» от трех до семи оленей. Садятся на них с левой стороны, управляют с помощью вожжи, прикрепленной к недоуздку (уздечке без удил, с поводом) левого оленя, и шеста-хорея с костяной пуговкой на конце. Упряжь изготовляют из кожи оленя или морского зайца. В грузовые нарты запрягают по два оленя, а из пяти-шести грузовых нарт составляют караван (аргиш), привязывая оленей цепочками или ремнями к передней нарте. Олень питается мхом-ягелем. По мере истощения кормовых запасов приходится менять пастбища. С оленьим стадом кочуют и пастухи с семьями. Помимо выпаса оленей зимой ненцы охотились на пушного зверя и дикого северного оленя. Рыбу ловили, в основном, летом.

К условиям кочевого образа жизни приспособлено разборное конусообразное жилище — чум. Зимой чум покрывают в два слоя нюками (шкуры оленя), летом — берестой. В центре чума разжигали костер, позднее стали использовать железные печи. Над очагом укрепляли планку с крюком для чайника или котла, по обе стороны очага располагались спальные места, а напротив входа — предметы языческого культа, иконы, а также чистая посуда. При каждой перекочевке чум разбирали и перевозили на специальных санях.

Ненки занимались выделкой шкур оленей и пушных зверей, пошивом одежды, сумок. Одежды и утварь они богато украшали меховой мозаикой, плели украшения из бисера, вышивали подшейным волосом оленя, резали по дереву.

Основная пища ненцев — мясо оленей (в сыром и вареном виде), рыба, хлеб. Излюбленный напиток — чай, который, как и металлическую утварь, ненцы выменивали у русских торговцев. Деревянную посуду — миски, чашки, ложки — изготовляли сами. Для ненцев был характерен патриархальный род (еркар). При коллективных способах охоты и скотоводства большую роль играло стойбище (нэсы) — объединение семей, в котором мужчины принадлежали к одному роду, а женщины — к разным. Обычно вопрос о женитьбе сына решал отец. Наметив невесту, засылали сватов, договаривались о размерах выкупа и приданого. Свадебный обряд включал имитацию похищения (умыкания) невесты.

Религиозные верования ненцев основывались на анимистических представлениях, согласно которым верховное небесное божество — демиург Нум — управлял миром при помощи других божеств и духов. Его жена «Я Небя» («Мать Земля») — старуха-покровительница, рождающая и хранящая все живое — оберегала дом, семью и очаг. Антагонистом Нума выступает Нга — воплощенное мировое зло, дух подземного мира, божество, посылающее болезни и смерть. Каждое озеро, промысловое урочище имело своих духов. Им приносили в жертву оленей, делали подношения, чтобы духи даровали здоровье, удачу в оленеводстве и промысле. На священных местах, которыми могли быть камни, утесы, рощи, ставили идолов в виде антропоморфных фигур. Священным деревом ненцы считали лиственницу.

По народным представлениям ненцев душа человека проявляется в виде крови, дыхания, тени. Смерть — потеря одной из этих субстанций или же следствие вселения в тело человека вредоносных духов (нгылека). Шаманство тесно связано с древними религиозными представлениями ненцев. Обычно звание шамана передавалось мужчине или женщине по наследству. Для ненецкого фольклора характерна персонификация, когда наряду с героями действующим лицом является и сам сказ (мынеко). Этот прием широко распространен в сказках, где одушевленное существо именуется лаханако — словечко. Среди ненецких сказок (лаханако, вадако) есть сказки о животных, волшебные, легендарные и бытовые. Часто их персонажами выступают божества, духи. Они же являются главными действующими лицами и в других жанрах фольклора — преданиях, молитвах-заговорах, шаманских песнях.

Из представителей ненецкого народа широко известны: Илья Константинович Тыко Вылка (1883—1960) — крупный общественный деятель, писатель и художник, и Антон Петрович Пырерка (1905—1941) — первый ненецкий учёный, создатель русско-ненецкого словаря.

 
 
Главная Контакты Гостевая книга Ссылки О сказках

© 2012—2017 Сказки народов мира.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.